Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Опорные схемы – конспекты.

 

      В своей работе я широко использую в качестве наглядного средства обучения опорные схемы – конспекты (ОСК). Опорный сигнал отличается от традиционных средств наглядности тем, что представляет собой образный план излагаемого материала, систему взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и других зрительных опор для мысли. Информацию, представленную в сжатой, образной форме (в виде ёмких, но в то же время простых сигналов) каждый ученик может легко свёртывать и развёртывать вслед за учителем. Эта операция активизирует мыслительную деятельность, способствует пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала за счёт подключения к произвольной памяти непроизвольной. Так как ОСК построен в той же логике, что и предшествующий рассказ учителя, то по нему даже слабо успевающий учащийся может воспроизвести материал, рассмотренный на уроке. Обобщающий опорный сигнал может быть составлен по целой теме и по отдельным её разделам в виде блоков информации, расположенных в определённой логической последовательности.
      Я пользуюсь ОСК в виде раздаточного материала на уроках обобщения и закрепления, при подготовке к контрольной работе, зачёту. При объяснении нового материала демонстрирую отдельные блоки, что позволяет на последующих уроках устанавливать логические связи между ними. Для преодоления трудностей первого периода формирования экспериментальных умений (в 7-ых, 8-ых классах) применяю опорные конспекты, предназначенные для проведения практических работ (например, ОСК «Лабораторное оборудование. Нагревательные приборы», «Техника безопасности при работе в кабинете химии», «Очистка поваренной соли», «Получение и свойства кислорода», «Получение и свойства водорода» и т.д.). ОСК для практических занятий создают наглядную опору поэтапных действий и техники их выполнения, помогают учащимся в усвоении правил безопасной работы в кабинете химии, способствуют формированию экспериментальных умений обращения с лабораторной посудой и оборудованием. В процессе комбинированного урока ОСК можно использовать на разных его этапах, в том числе и при проверке знаний учащихся. Для этого разработаны так называемые «слепые» ОСК (подобные контурным картам). На них опущены названия терминов, некоторые детали рисунков, формулы и т.д. (на их месте стоят «?» и «…»), которые я предлагаю учащимся восстановить. Меняя объём пропущенной информации (создавая разноуровневые задания), есть возможность осуществлять дифференцированный подход к контролю знаний учащихся. «Слепые» ОСК помогают мне проверить знания школьников и после практических работ. 
       Наблюдения за учащимися показали, что использование ОСК облегчает процессы запоминания и воспроизведения учебного материала; способствует развитию логического мышления школьников, а также химического языка и речи; помогает создать на уроке положительный эмоциональный фон. Мне как учителю работа с ОСК даёт возможность организовать разные виды деятельности учащихся на уроке, внести в него элемент игры, что в целом повышает эффективность усвоения материала и улучшает организацию учебного процесса.    

 



УЧИТЕЛЬ  ХИМИИ

ГБОУ "Школа №518" ЦАО города Москвы
   Людмила  Владимировна  

  КРИВЕНКОВА  

lvk518@yandex.ru